0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как сделать самозакрывающуюся дверь?

Волшебная петля «люфт-клозета»

В рассказе kidar о «люфт клозете» было упоминание о самозакрывающейся двери. Об этом изобретении в своё время kidar прочитал в «Юном технике».

Обычные двери

Они закрываются по-разному – одни как могут, прикрывают дверной проём, на других пружины и они закрываются с большим шумом, на третьи вешают противовес, что усложняет конструкцию и делает дверь шумной, высокие люди ударяются головой о дверные доводчики. Подведя итог, нужно сказать, что есть много всевозможных механизмов, но kidar они не понравились.

По его мнению, дверь должна закрываться сама, при этом в дверную систему ничего лишнего не должно добавляться. То есть, используя систему: дверь, петли, ручка — нужно сделать её закрывающейся.

В журнале «Юный техник» молодой изобретатель описывает самозакрывающиеся двери, в которых нет ничего лишнего. Ничего не прибавляя, он всего лишь доработал дверные петли и двери под действием силы тяжести самостоятельно закрываются.

Суть изобретения

У обычных петель плоскость скольжения двух частей перпендикулярна петле, а у вновь изобретённых — под небольшим углом. Во время открывания дверей часть петли, которая прикреплена к дверному полотну, поднимается на другую часть петли – «скользит в гору» и дверь приподнимается.

Затем, когда открытую дверь отпускают, под действием силы тяжести она вместе с петлёй опускается на своё место, как с горы, вниз — медленно и плавно. Благодаря плавности закрывания двери, она не бьётся о дверной косяк.

Когда непосвящённый смотрит на плавное закрывание двери, кажется, что её закрывает невидимая рука.

От того, как сделана петля (угол среза) зависит:

  • применяемое усилие во время открывания двери;
  • быстрота закрывания двери;
  • во время установки двери необходимо учитывать поднятие дверного полотна, которое зависит от среза петли.

Учитывая все вышеперечисленные факторы, необходимо поймать золотую середину, чтобы: во-первых, это изобретение в принципе работало, а во-вторых, дверь должна отрываться без больших усилий.

Когда kidar открывает двери своего туалета, он не затрачивает больших усилий, в отличие от дверей с доводчиками, которые зачастую с трудом открывают молоденькие девушки.

Обслуживание петель

В конструкции для смазки оси в верхней части петель имеется отверстие, закрываемое винтом. Петли kidar смазывает «Литолом» и до сих пор механизм петель работает исправно.

Отделка люфт-клозета вагонкой

При креплении вагонки возникают некоторые проблемы:

  • Одна из них — коэффициент теплового расширения. У пластика он немалый. И поэтому при жёстком креплении вагонки за счёт расширения пластика она часто срывается с обычных креплений.
  • Вторая проблема – необходимо закрепить панель в нескольких местах таким образом, чтобы крепления не было видно.
  • Кроме люфт-клозета, kidar будет делать отделку фронтона дома вагонкой. Если делать крепёж вагонки обычными гвоздиками, при сильной ветровой нагрузке она может оторваться и улететь.
  • На фронтоне дома крепить вагонку проще — там кругом дерево, а в люфт-клозете нужно осуществлять крепление к металлическому уголку.
  • Ещё нужно учесть, что пластмасса часто бывает некачественная и со временем становится хрупкой, поэтому выбор качественного материала всегда является проблемой.

Чтобы решить эту проблему kidar напилил бруски из доски толщиной 20 мм, высота бруска 50 мм. Предварительно в доске при помощи рубанка он выбрал паз, чтобы наружная плоскость уголка и бруска совпадали. Напиленные бруски он обработал олифой, покрасил белой краской, а затем прикрутил к металлическим уголкам.

От крепления вагонки гвоздиками он отказался сразу, потому что при расширении пластик сразу сломается. Поэтому решил прижать панели тонкой металлической пластинкой.

Таким образом, он решал несколько задач – пластинка не ограничивает движение вагонки при повышении или понижении температуры, но при этом держит её хорошо, площадь прижима достаточная, чтобы выдержать ветровую и ударную нагрузку.

В качестве крепления металлических пластин были использованы шурупы. Под головку шурупа в пластине он сделал углубление при помощи керна, положив предварительно пластину на деревянную поверхность. Металлическая пластина не должна быть больше высоты бруска, к которому она крепится – чтобы не было видно изнутри помещения. Для крепления своей вагонки kidar сделал пластины размером 40х40 мм.

Монтаж вагонки

Сначала нужно закрепить к металлическому уголку деревянные бруски. Затем пластина прибивается «бахромой» (выпуклой стороной) к бруску и вагонка поджимается. Благодаря бахроме пластина держится, не падает. Потом прикручивается шуруп, и шляпка погружается в углубление пластины. Таким образом производится крепление вагонки во всех местах, где это необходимо. Затем устанавливается следующая вагонка — она скрывает прижимающие пластины. Работу можно сделать быстрее, если имеется шуруповёрт.

Во время установки не забывайте, при какой температуре воздуха производится монтаж вагонки. Панели, установленные зимой, в жару могут вспучиться по ширине стены – например фронтона дома.

Благодаря такой пластине вагонка жёстко крепится к внешней стене дома. Из-за колебаний температуры окружающей среды её длина может изменяться, не влияя на внешний вид дома.

При необходимости вагонку можно легко демонтировать и опять установить на место.
Если пластины немного изогнуть, их можно использовать для крепления деревянной вагонки.

Читать еще:  Как открыть заклинившую балконную дверь?

Размещено участником форума «Дом и Дача» kidar
Редактор: Адамов Роман

ДВЕРИ – АВТОМАТЫ

Каких только не придумано приспособлений, чтобы входная дверь закрывалась сама. Это и специальные пружинные петли, и грузовые устройства с противовесами и системой блоков, и всевозможные пружины или полосы резины. Есть и выпускаемые промышленностью, однако, к сожалению, они не лишены недостатков: одни слишком сложны и довольно дороги, другие неудобны в эксплуатации или ненадежны, быстро выходят из строя. Позтому домашние конструкторы продолжают своими силами решать эти проблемы, о чем свидетельствует предлагаемая подборка материалов, присланных читателями. В зимнее время входные двери подъездов наших домов часто остаются открытыми. Это ведет к перерасходу энергии, требуемой для отопления лестничных маршей. Чтобы сохранить драгоценное тепло, необходима простейшая автоматика.

ЗАКРОЕТ… ГРУЗ

Можно, однако, обойтись и без механических устройств, обеспечив небольшой наклон всей дверной коробки. Главный недостаток — удар двери о коробку — легко устранить, проложив полосы толстой резины по вертикальной части дверной коробки.

Рис. 1. Пружинный механизм закрывания двери:

1 — резиновый амортизатор, 2 — дверь, 3 — пружина.

Для обеспечения плотного закрывания используют устройство с грузом, соединенным с дверыо при помощи тросика, пропущенного через блок. В зависимости от места установки последнего возвращающий момент будет или возрастать, или убывать. Для ограничения угловой скорости двери при закрывании груз помещают в вертикальный цилиндр, заполненный какой-либо жидкостью, лучше всего минеральным маслом. Под действием веса груз будет опускаться в вязкой среде, которая ограничит его скорость и соответственно угловую скорость движения двери. Зазор между стенкой трубы и цилиндрической поверхностью груза должен быть не более 1 мм.

Рис. 2. Механизм закрывания двери с помощью груза:

1 — пластина основания, 2 — поршень груза, 3 — корпус, 4 — минеральное масло, 5-— крышка, 6 — тро сик, 7 — блок; А — вариант устройства с жесткими тягами.

Конструкция груза имеет некоторые особенности. Чтобы при открывании он быстро двигался вверх, необходимо обеспечить свободный проток жидкости через достаточно широкий канал по оси поршня. В его нижней части устанавливается тарельчатый клапан для запирания канала. Если скорость опускания груза мала, то между седлом и тарелкой клапана необходимо подложить тонкую шайбу 0,3—0,5 мм.

В верхней части груза перпендикулярно оси движения вставляется стальной пруток 0 6 мм для крепления тросика, проходящего затем через блок и закрепляемого в верхней части двери с отступом от петель. Причем чем больше отступ, тем меньше вес груза, но высота цилиндра больше, так как увеличивается перемещение груза.

Рис. 3. Поршень-груз:

1 — болт М10. 2 — пружина, 3 — пластина, 4 — пластина с отверстиями 5 — корпус груза, 6 — стальной пруток, 7 — трос.

В опробованном устройстве диаметр груза был 99 мм, высота — 150 мм, вес — 5 кг, диаметр ролика — 60 мм, отступ крепления троса иа двери от петель — 200 мм. Груз выточен на токарном станке из стали.

Цилиндр — стальная труба с внутренним диаметром 100 мм, высотой 792 мм, к нижнему концу ее приварена стальная пластина 250x250x8 мм, служащая основанием устройства. Верхнее отверстие цилиндра закрыто пластиковой крышкой с отверстием, через которое проходит трос.

Для снижения металлоемкости цилиндр можно изготовить из асбесто-цемектной трубы, а груз отлить из бетона.

P и с. 4. Замок для двери:

1 — груз. 2 — трос, 3 — стопор, 4 -фиксатор, 5 — пружина

Устройство стоит снабдить защелкой, исключающей проход случайных посетителей. Для этого на вертикальном участке троса закрепляют цилиндрическую муфту, одни конец которой имеет форму конуса. Трос с муфтой движется в трубе с боковым отверстием; сюда входит подпружиненный стержень фиксатора с тросиком для его отвода.

В отличие от конструкции с жесткими тягами, которая должна находиться недалеко от двери, устройство с тросовой тягой можно установить, например, за стеной в шахте лифта, что исключит возможность ее повреждения.

Н. БЕЗБОРОДОВ, г. Долгопрудный

ТРОС ПРУЖИНА

Возвратная пружина, закрепляемая на входной двери, имеет ряд неудобств: при закрывании дверь сильно хлопает, а для открывания требуется приложить значительные усилия.

Предлагаю приспособление, которое лишено перечисленных недостатков и конструктивно очень простое. Для его изготовления понадобится отрезок стального троса d 10 мм и длиной 800 мм и два хомутика, вырезанных из листового металла толщиной 1 мм.

Концы троса вставляют в хомуты и фиксируют гвоздями, через предварительно высверленные отверстия. Выступающий с противоположной стороны конец гвоздя расклепывают или просто загибают.

Прежде чем устанавливать устройство, необходимо тщательно подогнать дверь, чтобы она легко входила в коробку. Приспособление кренят со стороны дверных петель. Верхний хомут тремя шурупами привинчиваем к вертикальной стойке дверной коробки, а нижний — к самой плоскости двери. Предварительно сделаем один оборот троса в сторону открывания двери. Если усилие окажется недостаточным, вывернем шурупы и сделаем еще один оборот, после чего закрепим нижний хомут на прежнем месте.

Изготовленные таким способом «автоматы» для дверей служат у нас уже более тридцати лет без ремонта.

Читать еще:  Как снять облицовку с входной двери?

В. КУВАЛДИН, п. Токсово, Ленинградская обл.

АМОРТИЗАТОР ДЛЯ ДВЕРИ

Не торопитесь выбросить старый автомобильный насос. Из него можно сделать прекрасный амортизатор для хлопающей двери.

Дверной амортизатор:

1 — кронштейн, 2 — хомут, 3 — заглушка, 4 — цилиндр, 5 — манжета. 6 — пружина, 7 — крышка, 8 — проушина, 9 — уголок, 10 — отверстие d 1—2 мм.

Для этого необходимо отпилить нижнюю часть цилиндра, удалить ручку и установить на ее место проушину. Если требуется, то старую, изношенную манжетку надо заменить новой, надев предварительно на шток пружину. В обрезанный конец цилиндра вставляют резиновую заглушку и фиксируют ее гвоздем. Для выхода воздуха в цилиндре сверлят небольшое отверстие d 1—2 мм. Остается только вырезать излистового материала кронштейн, хомут и уголок, а затем собрать конструкцию и установить ее, как показано на рисунке. Дверь возвращается в закрытое положение под воздействием пружины, а воздух, служащий амортизатором, постепенно выходит через отверстие с шипящим звуком.

Устройство надежно в работе; вот уже два года в нашем подъезде не слышно хлопанья входной двери.

С. Сытков, г. Караганда

ВМЕСТО ПРУЖИНЫ – ГРАВИТАЦИЯ

Устройства для закрывания дверей все усложняются: гидравлические, пневматические с электроприводом. Аэропорты обзавелись даже электронными автоматами, которые не только закрывают дверь за пассажиром, но и предупредительно открывают ее перед ним.

А самая простая конструкция «дверевозвращателя» не содержит ни одной дополнительной детали. Дело в том, что в ней работает вес самой створки. Просто ось ее поворота — наклонная.

Такую дверь можно сделать как в подъезде, так и в обычной квартире. Удобнее, если она будет открываться и закрываться с равным успехом в обе стороны. Петли — из стальных полос толщиной 3—4 мм и винтов с резьбой 8—10 мм. Ответные части — такие же пластины с резьбовыми отверстиями.

И. ГАЛИНСКИЙ

ПЕТЛЯ С СЕКРЕТОМ

Если вы хотите, чтобы дверь закрывалась сама, вовсе необязательно приобретать механические устройства, можно поступить иначе. В обычную дверную петлю вместо штатной цилиндрической шайбы (которую при установке двери, кстати, нередко выбрасывают) поместите клиновидные кольца (см. рисунок). Зафиксируйте их с помощью выступов, входящих в симметричные пазы в трубках петель. Углы наклона скосов колец должны быть в пределах 10—15° — этого вполне достаточно, чтобы дверь под действием собственного веса возвратилась в исходное положение.

Размеры колец определяют диаметрами трубок и оси петли, а также выбранным углом скоса. Поскольку в собранном состоянии высота клиновидных колец будет несколько больше высоты штатной цилиндрической шайбы, карты петли несколько сместятся относительно друг друга, однако это никак не скажется ка их работоспособности.

Самозакрывающаяся дверная петля (А — в раскрытом положении, Б — в закрытом положении):

1 — карты петли, 2 — трубки, 3 — клиновидные кольца, 4 — ось, 5 — симметричные пазы на опорных поверхностях трубок. (Размеры а, в и с выбирают, исходя из размеров стандартной петли.)

Полученное устройство действует на принципе эффекта скольжения по наклонной плоскости с заданным углом. При открывании двери одна карта петли с трубкой и верхним клиновидным кольцом разворачивается и одновременно скользит по нижyнму клиновидному кольцу. Дверь таким образом приподнимается. Затем иод действием собственного веса она стремится вернуться в прежнее положение, поворачивается и закрывается; зазор между трубками петли при этом уменьшается до минимума.

Такое конструктивное решение, помимо простоты изготовления и эксплуатации, отличает еще и то, что если необходимость в самозакрывании отпадает, клиновидные кольца легко снимаются и вместо них устанавливается цилиндрическая втулка: дверная петля превращается в обычную.

С. ЧЕРЕНКОВ

НЕВИДИМКА НА ОСИ

Иногда небольшие карточные петли устанавливают в раскрытом положении, например, на калитке садового участка, дверцах встроенных шкафов или кладовок. В этом случае пружину для закрывания дверцы можно встроить непосредственно в шарнир. Для этого необходимо разобрать петлю: удалить ось и укоротить ее втулку на размер пружины, которую затем во время сборки надевают на ось. Концы пружины кручения располагают на лицевой стороне карточной петли. Если одна пружина окажется малоэффективной, то можно установить дополнительные, расточив еще одну втулку.

По материалам журнала «Млоды техник»

Почему отдают предпочтение самозакрывающимся петлям, и какую конструкцию выбрать?

Открытая дверь доставляет определенные неудобства. Чтобы этого не произошло, фурнитура для каждого дверного блока подбирается с учетом особенностей эксплуатации конкретного здания или помещения. Если необходимо, чтобы дверь была постоянно закрыта, многие устанавливают доводчик. Однако его покупка не всегда экономически оправдана. Чтобы двери стали самозакрывающимися, устанавливают специальные петли, благодаря которым дверь постоянно находится в закрытом положении.

Вариант исполнения

Особенности самозакрывающейся фурнитуры

Такие изделия, как правило, выполняются накладными разъемными. По своему функциональному назначению они идентичны доводчику: обеспечивают полное закрывание двери из открытого положения. Для их изготовления используется сталь, обладающая необходимым запасом прочности.

Форма и конструктивное исполнение петель существенно отличаются. Изделия, предназначенные для установки на межкомнатные двери, часто имеют утолщенную карту прямоугольной формы. Ее толщина зависит от конкретной модели и особенностей оформления.

Читать еще:  Какое наполнение лучше для входной двери?

Готовая фурнитура

Производители предлагают качественные изделия, толщина карт которых составляет 3 мм. Такие навесы надежно фиксируют створку в дверном проеме. Кроме того они сохраняют целостность даже при высокой внешней нагрузке. Если изначально монтаж фурнитуры выполнен по правилам с соблюдением необходимых нормативных требований, можно не опасаться, что со временем дверное полотно потеряет положение, начнет скрипеть, а каждое открывание или закрывание не будет сопровождаться прикладыванием значительных усилий.

Особенностью таких петель становится пружина, монтируемая непосредственно в корпус изделия. Благодаря ее наличию дверное полотно изменяет пространственное положение в момент открывания. Как только створка открывается, пружина ее приподнимает, приводя в нестабильное положение: створка начинается закрываться под усилием, создаваемым ее собственным весом. В результате навесы возвращаются в исходное (закрытое) положение.

Предлагаемые производителями изделия в большинстве не универсальны. Так, компания APECS предлагает навесы левого и правого типа. Чтобы определить, к какому варианту относится конкретное изделие, обратите внимание на символы, нанесенные на его поверхность. Буква «L» говорит о том, что навес является левым. Буква «R» – правым.

Материал

Эксплуатационная нагрузка, прикладываемая к фурнитуре, предъявляет определенные требования к характеристикам используемой при их изготовлении сплавов. Как правило, для изготовления выбирается высококачественная сталь, отличающаяся высокими прочностными характеристиками. Такой материал выдерживает большое количество циклов нагружения, что гарантирует долговечность изготовленного изделия.

Стальная завеса

Чтобы готовые навесы длительное время сопротивлялись агрессивному воздействию внешней среды, на их поверхности формируется качественное защитное покрытие. Его толщина должна быть достаточной, чтобы обеспечить необходимый уровень защиты. При этом защитный слой формируется на каждом элементе в отдельности, и только потом собирается единое изделие. Такая технология позволяет избежать появления участков без защитного покрытия, которые снижают срок службы готового изделия.

Защитное гальваническое покрытие на поверхности навеса формируется по нескольким причинам. Оно:

  • Повышает стойкость петель к механическим нагрузкам;
  • Увеличивает коррозионную стойкость в условиях агрессивного воздействия атмосферных осадков и других природных факторов;
  • Обеспечивает привлекательный внешний вид готовых навесов. Такие петли гармонично вписываются в любой интерьер. При условии, защитное покрытие получается идеально ровным без дефектов.

Чтобы обеспечить прочное сцепление защитного покрытия с основным материалом петли, поверхность тщательно подготавливают. Основание должно быть подвергнуто тройной полировке по классу «А». После такой обработки шероховатость поверхности становится минимальной.

Виды конструктивного исполнения

Перечисленный вариант конструктивного исполнения не единственный. Существуют и другие разработки, посвященные самозакрывающимся навесам. При выборе подходящего исполнения ознакомьтесь с возможными вариантами.

Конструктивное решение

Плоскость скольжения под углом

У обычных навесов плоскость скольжения расположена перпендикулярно дверному полотну. Предлагаемые изделия в отличие от обычных имеют плоскость скольжения, располагающуюся по некоторым небольшим углом. Это позволяет отказаться от использования пружины, обеспечивающей подъем створки в момент открывания двери. В момент открывания двери одна часть петли скользит по другой, поднимаясь. В результате полотно приподнимается.

Как только дверь отпускают, она возвращается в исходное положение под действием силы тяжести. Скорость движения ограничена силой трения и рядом других факторов. В результате полотно возвращается в первоначально положение плавно и медленно. Это исключает сильный удар о дверной косяк, который становится причиной разрешения конструкции.

Формируемый в момент изготовления изделия угол среза оказывает непосредственное влияние на эксплуатационные характеристики готового изделия. От этого напрямую зависит:

  • Усилие, прикладываемое к дверному полотну в момент закрытия;
  • Скорость, с которой створка будет возвращаться в закрытое положение;
  • Высота, на которую будет приподниматься створка во время открытия двери.

Обслуживание фурнитуры минимально. Необходимо лишь своевременно смазывать трущиеся поверхности с помощью «Литола» или любого другого смазочного материала, обладающего аналогичными или близкими характеристиками.

Изделия с секретом

При невозможности изготовления уникального изделия вносят некоторые изменения в уже готовое. Достаточно лишь удалить из стандартных навесов обычную цилиндрическую шайбу, а вместо нее установить клиновидные кольца. Фиксируют их при помощи выступов, которые входят в симметричные пазы, предусмотренные в трубках петель. Чтобы готовое изделие исправно работало, выбирайте кольца, у которых угол наклона скосов составляет 10 – 15 градусов. Такого наклона достаточно, чтобы закрытое полотно вернулось в исходное состояние под собственным весом.

Размер устанавливаемых колец зависит от диаметра трубок и осей фурнитуры, а также выбранного угла скоса готового изделия. При выполнении монтажных работ при установке клиновидных колец карты навесов сместятся друг относительно друга. Возможно, такое изделие будет выглядеть не совсем обычно, однако на его функциональных возможностях и работоспособности это никак не отразиться.

Меняем готовые навесы

Таким образом, чтобы дверь не оставалась открытой, грамотно подойдите к выбору фурнитуры. Если конструктивное исполнение петли подобрано правильно, дверь закроется сама, если ее кто-то оставил открытой. При этом существуют различные варианты конструктивного исполнения, каждый из которых имеет свои преимущества. Можно отдать предпочтение изделию с эффектом скольжения по наклонной плоскости, или выбрать подпружиненную модель. Правильная установка обеспечит длительный срок службы надолго.