2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ттк устройство фальцевой металлической кровли

Ттк устройство фальцевой металлической кровли

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
НА УСТРОЙСТВО ФАЛЬЦЕВОЙ МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ КРОВЛИ

1. Область применения

1. Область применения

Технологическая карта разработана на устройство кровельного покрытия из листовой или рулонной оцинкованной стали как с полимерным покрытием, так и без него, для общественных и жилых зданий, имеющих уклон ската кровли от 7 до 30°. Кровельные покрытия могут изготавливаться и из цветных металлов. В данной технологической карте рассматривается технология устройства металлической кровли, в которой соединение отдельных элементов покрытия выполняется с помощью фальцев.

Целью формирования технологического процесса для данной технологической карты является:

— обеспечение безопасного перемещения рабочих на кровле и безопасного выполнения производственных процессов;

— рациональное использование простейших механизмов и приспособлений для выполнения кровельных работ;

— достижение высокого уровня производительности труда;

— снижение себестоимости выполняемых работ.

2. Общие положения

Фальцевая кровля представляет собой одну из множества кровельных систем, надежно защищающую помещения от атмосферных воздействий. Она является наиболее герметичной системой и практически исключает вероятность образования сквозной коррозии.

Подъем на кровлю, перемещение и спуск на землю различных инструментов, материалов и приспособлений является необходимым видом работ при осуществлении производственных операций, который создает дополнительную трудоемкость кровельных работ. Эти работы относятся к категории работ с повышенной опасностью производственных факторов, и в определенных условиях выполняются с оформлением наряд-допуска.

Подъем, спуск и удержание в приподнятом положении на кровле различных грузов (картин, механизмов, приспособлений и др.) для осуществления кровельных работ, применение лебедок и талей в качестве ручных кранов должны выполняться с учетом требований ГОСТ 12.3.009 и ПБ-10-382-00.

Основу фальцевой кровли составляет особый способ соединения двух соседних листов металла с помощью фальцевого соединения. Фальц бывает двойной и одинарный. Правильно выполненный фальц исключает любые протечки. Отдельные элементы фальцевой кровли обычно называют картинами. Кромки картины заранее подготавливаются к фальцевому соединению. Фальц — вид шва, образующегося при соединении листов (картин) металлической кровли (рис.1, 2, 3).

Рис.1. Одиночный и двойной фальц

Рис.2. Фальцевая кровля

Рис.3. Соединение картин лежачим и стоячим фальцем

До начала устройства металлической кровли должны быть выполнены организационно-подготовительные мероприятия в соответствии со СНиП 12-01-2004 «Организация строительства». Все монтажные и сопутствующие работы должны быть закончены, оформлены актами на скрытые работы в соответствии со СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции». Подготовительные работы включают:

— проверку соблюдения проектных уклонов скатов кровли;

— проверку правильности устройства обрешетки;

— сортировку и проверку качества поставляемых металлических листов.

Основными материалами для кровель из листовой стали являются тонколистовая сталь кровельная неоцинкованная (черная) или оцинкованная. Кровельная сталь выпускается в виде листов размером 1420х710 мм, 2000х1000 мм, толщиной 0,4-0,8 мм, массой (в зависимости от толщины) от 3 до 6 кг. Неоцинкованная (черная) листовая сталь используется ограниченно в строительстве и при капитальном ремонте зданий. Кровли из нее требуют частых покрасок с применением олифы. Наиболее эффективно применение кровельной оцинкованной стали. Она меньше подвергается коррозии, срок службы ее значительно больше. Поверхность оцинкованной стали должна быть ровной, без пленок, пузырей, затеков, с плотной и равномерной оцинковкой.

В большинстве случаев крыши состоят из двух основных частей — несущей в виде стропильной системы и ограждающей в виде кровельного покрытия. При деревянной несущей конструкции под кровельное покрытие из листов стали обычно устраивают обрешетку из досок сечением 200х50 мм и брусков с сечением 50х50 мм. Обрешетку опирают на стропильные конструкции при расстоянии между стропилами 1,2-2 м. Бруски и доски располагают на расстоянии 200 мм друг от друга. При таком расположении в обрешетке нога человека, идущего по скату крыши, будет всегда опираться на два бруска, что предотвратит прогиб кровельного покрытия.

Обрешетка под кровлю из листовой стали должна быть ровной, прочной, жесткой, без выступов и углублений. Между контрольной рейкой длиной 1 м и обрешеткой допускается просвет размером не более 5 мм. Для устройства карнизного свеса и настенных желобов укладывают сплошной дощатый настил из обрезных досок шириной в 3-4 доски (700 мм). Лицевая доска карнизного свеса должна быть прямая и свешиваться с карниза на одинаковую величину по всей своей длине. Сплошной настил из обрезных досок устраивают также под разжелобками (на ширину до 500 мм в каждую сторону).

Вдоль конька кровли укладывают две сходящиеся кромками доски, которые служат для поддержания конькового стыка. От правильного устройства обрешетки зависит долговечность кровли, так как даже незначительный прогиб листов на ней ослабляет плотность стыков (фальцев), что приводит к протечкам и разрушению покрытия.

Соединения фальцевой кровли может осуществляться различными способами. Существует еще одна разновидность фальцев — самозащелкивающиеся. Их соединяют друг с другом, не применяя инструмент. Наиболее герметичным и влагонепроницаемым является двойной стоячий фальц — это продольное соединение, выступающее над плоскостью кровли между двумя прилегающими кровельными картинами, кромки которых имеют двойной загиб.

Для устройства фальцевой кровли может применяться рулонная технология. Рулонная технология — это процесс изготовления металлических кровельных картин на всю длину ската с подготовленными под соединение в двойной фальц краями на специальной заготовительной машине. Картины укладываются на скат, закрепляются кляммерами и соединяются друг с другом в двойной стоячий фальц с помощью закаточной машины. Герметичность двойного фальца там, где необходимо, обеспечивается использованием уплотнителя, находящегося внутри фальца.

3. Организация и технология выполнения работ

Кровельные монтажные работы включают следующие операции:

— покрытие карнизных свесов;

— укладку настенных желобов;

— устройство рядового покрытия (покрытие скатов крыши);

— покрытие разжелобков.

Схема организации работ при устройстве металлической кровли представлена на рис.4, 5.

Рис.4. Фасад и план крыши

— рабочие места кровельщиков

1 — кран автомобильный КС-35714К; 2 — карнизный настил из досок; 3 — обрешетка; 4 — инвентарная площадка; 5 — металлическая подставка; 6 — картина рядового покрытия; 7 — картина настенного желоба; 8 — граница опасной зоны вблизи строящегося здания

Рис.5. Схема организации работ при устройстве металлической крыши

Заготовленные заранее кровельные картины поднимают на крышу при помощи автомобильного крана КС-35714К в специальных контейнерах. Для приема их на крыше устанавливается инвентарная сборно-разборная площадка и легкая подставка для складирования листов.

Покрытие карниза начинается с установки вдоль свеса костылей, предназначенных для поддержания картин. Костыли прибивают к обрешетке через 700 мм друг от друга с выносом (свесом) от края обрешетки на 130-170 мм.

Все костыли должны быть уложены с одинаковым свесом, поэтому сначала прибивают два крайних костыля, причем один из гвоздей на каждом костыле забивают не полностью. Между этими гвоздями натягивают шнур, по которому определяют положения всех промежуточных костылей.

Покрытие крыши листовой сталью производится из заранее заготовленых листов, называемых картинами. Картины могут быть одинарными и двойными (из двух листов), соединенными по коротким сторонам. Последний способ более производителен, так как уменьшает затраты труда на соединение листов на крыше и позволяет применять укрупненные элементы кровельного покрытия. Заготовка картин заключается в отгибе кромок листа с четырех сторон для последующего соединения их на крыше фальцами. Она может производиться вручную или механизированным способом на фальцегибочных станках.

Кровельные листы обычно соединяют между собой по короткой стороне листа лежачими фальцами, а по длинной — стоячими (гребневыми). При покрытии скатов кровли гребневые фальцы располагаются по скату, а лежачие — поперек (параллельно коньку кровли), что не препятствует стоку воды со скатов. Фальцевые соединения могут быть одинарными и двойными. Соединение листов для покрытия скатов кровли целесообразно производить при малых уклонах крыш (около 16°) и в местах наибольшего скопления воды (желоба, разжелобки) двойными фальцами.

Покрытие скатов кровли одна из наиболее трудоемких операций при устройстве кровель из листовой стали. В комплекс выполняемых на крыше работ по устройству рядового покрытия скатов наибольшие трудовые затраты приходятся на соединение картин гребневыми фальцами, так как протяженность последних в два раза больше протяженности лежачих фальцев, из которых половина выполняется в мастерской при заготовке картин. Обычно соединение кровельных картин гребневым фальцем производится кровельщиками с помощью молотков или же молотком с помощью бруса-отворотки. В последнее время предложены и применяются электрогребнегибочная и приспособления-гребнегибы, позволяющие выполнять работы без применения кровельных молотков.

Заготовленные ранее и поданные на крышу карнизные картины укладывают поверх костылей по свесу крыши таким образом, чтобы край их, имеющий отворотную ленту, плотно огибал выступающую часть костыля. Незагнутую кромку листов по противоположной стороне прибивают к обрешетке гвоздями с расстоянием между ними 400-500 мм. Шляпки гвоздей в дальнейшем закрывают настенным желобом. Картины карнизного свеса соединяют между собой лежачими фальцами.

По окончании покрытия карнизных свесов производят укладку настенных желобов. Обычно желоба располагают между водоприемными воронками с уклоном от 1:20 до 1:10. Работы начинают с установки крючьев, которые размещают по линии, намеченной для укладки желобов и отбитой намеленным шнуром. Крючья ставятся поверх карнизных картин на расстоянии 650 мм один от другого. Крючья следует располагать перпендикулярно к линии настенных желобов и прибивать двумя или тремя гвоздями к обрешетке.

По окончании работ по укладке настенных желобов производят покрытие скатов кровли. Картины рядового покрытия щипцовых крыш (двухскатная) обычно укладывают, начиная от щипцовой стенки (фронтона), а вальмовых (четырехскатных) — от края их коньков. Картины раскладывают полосами по скату кровли в направлении от конька к желобу. Картины в каждой полосе соединяют друг с другом лежачими фальцами. Таким способом укладывают несколько полос, которые временно прикрепляют у конька к обрешетке гвоздями (за край отогнутой кромки гребня). Фронтонный свес должен свисать с обрешетки на 40-50 мм. Крепление свеса выполняют концевыми кляммерами, устанавливаемыми через 200-400 мм, которые вместе с продольным отгибом рядовой полосы загибают в виде двойного стоячего фальца. Фронтонные свесы монументальных зданий, а также строений, сооружаемых в районах со шквальными ветрами, следует крепить так же, как и карнизные свесы, т.е. на костылях с устройством отворотных лент с капельниками.

Вдоль собранной из картин полосы к боковой стороне обрешетки прибивают кляммеры на расстоянии 600 мм друг от друга. Затем собирают вторую полосу и укладывают ее таким образом, чтобы отогнутая большая кромка первой полосы примыкала к малой отогнутой кромке листов второй полосы. При этом соседние полосы сдвигают относительно друг друга на 40-50 мм, чтобы лежачие фальцы соседних картин были расположены вразбежку.

Укладку рядовых полос на скате проводят с выпуском 50-60 мм выше конька крыши для образования конькового гребня. Во избежание встречи на коньке двух гребневых фальцев противоположных скатов кровли их располагают вразбежку на взаимном расстоянии не менее 50 мм. Соседние полосы картин сначала соединяют гребневым фальцем лишь у кляммер, при этом их плотно подтягивают к обрешетке, а затем на всем протяжении гребневого фальца.

Вслед за покрытием скатов кровли производят покрытие разжелобков от конька к свесу. Собранную в мастерской и поданную на крышу в свернутом виде полосу разжелобка развертывают и укладывают на место так, чтобы продольные кромки ее подходили под края рядового покрытия скатов, которые обрезают ручными ножницами по границам разжелобка. Затем края разжелобка соединяют с краями рядового покрытия лежачим фальцем, отогнутым в сторону разжелобка, с окончательным уплотнением фальцев киянкой.

Схема устройства карнизных свесов

1 — стропильная нога; 2 — обрешетка; 3 — карнизный настил из досок; 4 — картина карнизного свеса; 5 — костыль

Рис.6. Брус-отворотка для устройства фальцев и схема устройства карнизных свесов

После соединения с рядовым покрытием верхний конец разжелобка, примыкающий к коньку, обрезают по форме конька, а нижний, примыкающий к настенному желобу — параллельно направлению желоба с оставлением кромки для фальца. Затем разжелобок соединяют с коньком гребневым фальцем и с настенным желобом — лежачим фальцем, отогнутым в сторону желоба (по направлению стока воды). Фальцы, которыми соединены листы разжелобка между собой и с рядовым покрытием кровли, должны быть промазаны суриковой замазкой.

В целях лучшего отвода воды из-за трубы с верхней стороны трубы делают треугольную разделку (раскрышку) в виде двухскатной кровли из досок или брусков, прибиваемых к обрешетке и покрываемых листовой сталью. Вода, текущая со ската кровли, рассекается разделкой и стекает по скатам. Образованный отгибами кромок картин воротник должен плотно обхватывать ствол трубы и соединяться в углах на фальц.

Более эффективной является Рулонная технология. Технология называется так, потому что кровельные картины изготавливаются непосредственно на строительных площадках из металла, доставленного в рулонах, и могут иметь практически любую длину. Именно это позволяет избежать поперечных (лежачих) фальцев и, соответственно, основных мест протечек. Соединение кровельных картин осуществляется, как правило, в двойной стоячий фальц. Для обеспечения полной непроницаемости соединений, как уже говорилось выше, фальц может быть уплотнен силиконовым герметиком. Для применения рулонной технологии необходимо современное оборудование, включающее станки для раскроя металла, специальные гибочные и закаточные машины и др. Рулонная технология является наиболее прогрессивной и дает возможность устраивать современные фальцевые кровли как из простой оцинкованной рулонной стали, так и из оцинкованной с полимерными покрытиями.

СХЕМА УСТРОЙСТВА КРОВЛИ ИЗ ЛИСТОВОЙ СТАЛИ

Фальцевая кровля и фасад: особенности покрытия

Все новое – хорошо забытое старое. Данная мудрость как никогда актуальна, когда речь заходит о строительстве. Еще недавно фальцевую кровлю можно было увидеть только на социальных зданиях, сегодня без нее не обходится ни одно отраслевое издание, выставка или портфолио архитектора. Тем не менее, рост спроса на фальц не просто дань моде, а объективная реакция на появление кровельных материалов нового поколения. В сочетании с характеристиками самого замкового соединения, они придали фальцу стильный внешний вид, упростили монтаж, улучшили потребительские характеристики. При участии специалиста компании Северсталь рассмотрим: особенности фальцевых кровель и фальцевых фасадов, а также причины, почему эти решения все чаще встречаются и на загородных домах, и на коммерческих строениях.

Содержание

  • Особенности фальца
  • Новые возможности
  • Зачем фальц на фасаде частного дома

Особенности фальца

Фальц – это особый вид шва, которым соединяются металлические листы (картины), используемые для устройства кровли или фасада. Отличие фальца в пазогребневом соединении, которое реализуется за счет отгиба боковой поверхности одного или обоих «сшиваемых» элементов. В первом случае речь идет о простом, одинарном фальце, во втором, о более совершенном и технологичном – двойном фальце. Кровля (фасад), образуемая металлическими листами, собранными таким способом без сквозных креплений, называется фальцевой. Ее главное преимущество в монолитном защитно-декоративном покрытии, герметичности и прочности швов и отсутствию технологических отверстий в металле.

…Металлическая рулонная кровля с соединением картин на двойной стоячий и (если надо) лежачий фальц – дает почти стопроцентную гарантию надежности…

Современные технологии работы с металлом позволяют индивидуально определять размер картины – в соответствии с объектом – непосредственно на строительной площадке. Это исключает потребность в горизонтальном соединении листов. Кровельщик при помощи дорогостоящего специального прокатного станка соединяет картины по длине двойным стоячим фальцем, что позволяет получить водонепроницаемый прочный шов. А фиксация на скрытые кляммеры гарантирует отсутствие коррозии в точках крепления.

Есть у фальцевой кровли и другие достоинства:

  • Длительный срок службы;
  • Максимальная герметичности и водонепроницаемость;
  • Высокий уровень пожаробезопасности;
  • Возможность реализовать архитектурные решения со сложной геометрией;
  • Легкий вес;
  • Высокая декоративность, обусловленная как самим фальцем, так и широкой цветовой гаммой, и выбором фактур.

Но и без недостатков никуда:

  • Сложный процесс монтажа требует определенных навыков и специализированного оборудования или обращения к профессионалам;
  • Кровельный пирог должен включать изоляционный слой с высокими параметрами шумопоглощения, так как металл хорошо проводит звук;
  • Покрытие требовательно к основанию.
Читать еще:  Чем утеплить чердак бани

Насколько критична для фальца ровность поверхности обрешетки (волнистость). Какие перепады допустимы? Что, если плоскость не идеальная? Например, волна 5 мм – проблема такая-то, волна 10 мм – такая-то. Волна поперечная – грозит тем-то, продольная – тем-то. Не очень понятно, зачем плоскость под листовое железо нужна идеальная.

Идеальная плоскость под фальцевую кровлю нужна для ее идеального внешнего вида. Допускаются перепады не более 2 мм. Кровельный металл прочный, но, все же не толстыйего можно некрасиво промять при эксплуатации. Если же внешний вид не столь важен, то можно допуски и увеличить.

Так же, не всем ясно, зачем под герметичное финишное покрытие использовать защитные мембраны?

Подскажите, увидел на фотографиях хороших мастеров, что на сплошной настил из досок под фальц укладывают гидроизоляционные мембраны. Объясните, зачем это делается и нужно ли это? Что это дает? У меня неутепленная нежилая холодная крыша фальцем планируется.

Такие мембраны нужны для защиты обрешетки от конденсата. С мембраной и самого конденсата под металлом значительно меньше. Необходимость установки объемной диффузионной мембраны на сплошные настилы указана и в СП «Кровли». Если уклон крыши и требования к обрешетке позволяют делать ее разреженной, то в таком случае мембрана не ставится, а конденсат выводится вентилированием подкровельного пространства.

Естественно, достоинства фальца раскрываются только при условии соблюдения технологии во всех аспектах, начиная от выбора кровельного проката и подготовки основания, и заканчивая укладкой покрытия. А отсутствие перфорации в металле – залог долговечности кровли, особенно, в наших климатических условиях.

Кровля должна быть покрыта металлом с фальцевым соединением листов. И без вариантов. Это должно быть стандартом во всех строительных нормативах. В условиях российского климата крыши малоэтажных и многоквартирных жилых домов нужно покрывать качественно проверенной и много лет зарекомендовавшей себя на практике фальцевой кровлей, на которой не создаются сквозные отверстия…

Есть и другое мнение.

В климате средней полосы РФ отлично работают и профнастил, и металлочерепица, и шифер. Почему тут зациклились на фальцевой, с которой бессмысленной возни выше крыши, не понятно. В советские времена выбор был невелик – дранка, шифер и железо, причем в разных местах достать можно было разные материалы, и если удавалось урвать оцинковку, делали из нее, хотя и тогда предпочитали шифер.

Многие кровельные материалы применяются в нашем климате. Однако фальцевая кровля остается единственным вариантом для сложных скатных кровель, крыш с малым углом. Одно то, что без элементов фальцевой кровли не обойтись ни на профнастиле, ни на шифере, ни на черепице уже говорит о том, что «фальц – всему голова». В советское времядействительно, делали, кто из чего может, но если вы обратите свое внимание на красивые городские постройки дореволюционного времени, то увидите именно фальц.

Новые возможности проверенного материала

Кроме чисто технической стороны вопроса есть еще и визуальная составляющая – продольные картины с ровными гребнями без стыков и швов презентабельно выглядят. И такая крыша способна украсить собой и дом в современном минималистском стиле, и классический коттедж. С появлением стального проката с полимерным защитным слоем увеличилась долговечность фальца и улучшились его декоративные свойства: разнообразие цветовой гаммы и оригинальная фактура поверхности.

Фальцевая кровля переживает второе рождение – возрождение традиционных некогда решений связано не столько и не только с модой, но и с появлением новых видов материалов – нового поколения стального проката с полимерным покрытием. Использование стального проката с полимерным защитно-декоративным слоем, в первую очередь, с полиуретановым, это возможность достичь превосходных потребительских характеристик. Тут и привлекательный внешний вид кровли, и долговечность, и стойкость к агрессивному воздействию внешней среды, и негорючесть, и цветостойкость, и нетребовательность к обслуживанию. Другой важный момент – современность, возможность выделиться, многообразие решений и форм. Особенно рекомендуем – Стальной кашемир и Стальной бархат.

Кроме презентабельного вида у этих покрытий хорошие технические характеристики.

  • Минимальная толщина стальной основы – 0,5 мм.
  • Класс цинкового покрытия – 180-275 г/м² (при нормативном минимуме от 140 г/м²).
  • Толщина полимерного слоя – 30-50 мкм.
  • Гарантия от сквозной коррозии – 50 лет (с учетом отсутствия перфорации в фальце, этот срок значительно увеличивается).

Зачем фальц на фасаде частного дома

От того, в какой части конструкции используется фальц, его характеристики не меняются – он остается герметичным и цельным как на крыше, так и на стенах. При этом достаточно необычный вид картин добавляет фасаду оригинальности.

Фальцевые фасады особенно актуальны на современных домах в стиле Барнхаус (Вarnhouse), которые из диковинки постепенно превращаются в обыденность как в сегменте частного загородного домостроения, так и в сегменте малых коммерческих форм.

Отличительной чертой стиля является отсутствие свесов, защищающих стены, а строгая металлическая облицовка – надежный барьер от влаги и ветра.

На подъеме не только фальцевая кровля, новый тренд – фальцевый фасад, реализуемый также из инновационного проката. Благодаря характеристикам металла и полимерного покрытия, дом простоит в исходном виде и без необходимости ремонта ближайшие пятьдесят лет. А лаконичный фасад классического вида вряд ли устареет за этот срок, скорее, станет только популярнее.

Но к металлическому фасаду возникают закономерные вопросы.

Насколько удобен фасад из металла? Шумит ли при ветре и дожде? Сильно ли мешает нагрев от солнца?

Вполне удобен. Легкий, достаточно прочный и долговечный, просто моется и не требует такой частой покраски, как деревянный или штукатурный. При правильном монтаже от ветра не шумит. От очень сильного косого дождя шуметь может, но при таком дожде другие фасады могут пострадать, а металлический точно останется прежним. Любой металл от солнца нагревается, но неудобств это доставлять не должно. Такие фасады ставятся с вентилируемым зазором и теплоизоляционным слоем.

Если несколько лет назад примеры реализации подобных решений можно было увидеть только на зарубежных сайтах или в выставочных павильонах, сегодня фальц на фасаде появился и у участников нашего портала.

А мы вот решились на такой фасад в нашем родном восточном Подмосковье. Дом в целом в стиле Барнхаус, фальц матовый, цвета «мокрый асфальт». Пока в процессе.

Недавно покрыл фальцем свой каркасник, учитывая, сколько было работы по месту, рад, что не связался с готовыми картинами, их подгонять было бы очень проблематично.

Как повысить декоративность, советует еще один участник портала, профессионально занимающийся фальцем.

Весьма распространенное на фасадах решение, обеспечивающее дополнительную архитектурную выразительность, – так называемый Г-фальц. То есть, обычный, двойной, но не завершенный, а закрытый только на первый проход.

Что касается именно опыта эксплуатации, Stiven58, с помощью фальца превративший «баньку в стильный зимний домик» советует тщательно продумать цокольную зону. Если в дальнейшем от стен будет убираться снег, могут возникнуть проблемы, так как металл достаточно легко повредить лопатой.

Вывод

Фальц – универсальное кровельное и фасадное покрытие, обеспечивающее надежную защиту вкупе с презентабельным видом. А благодаря возможности формования картин из высококлассного проката непосредственно на объекте, можно воплотить практически любое дизайнерское решение. Что касается цены вопроса, то все относительно, но эксклюзив, сроком службы от полувека – определенно стоит потраченных средств.

В одном из предыдущих материалов можно прочитать о технологии монтажа фальцевой кровли. А вопросы по фальцу на фасаде задать в профильной ветке. В видео – почему финны предпочитают фальц, в репортаже с ярмарки жилых домов Asunomessut.

Фальцевая кровля монтаж инструкция двойной стоячий фальц. ТТК. Устройство фальцевой металлической кровли. Нюансы устройства фальцевой поверхности

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
НА УСТРОЙСТВО ФАЛЬЦЕВОЙ МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ КРОВЛИ

1. Область применения

1. Область применения

Технологическая карта разработана на устройство кровельного покрытия из листовой или рулонной оцинкованной стали как с полимерным покрытием, так и без него, для общественных и жилых зданий, имеющих уклон ската кровли от 7 до 30°. Кровельные покрытия могут изготавливаться и из цветных металлов. В данной технологической карте рассматривается технология устройства металлической кровли, в которой соединение отдельных элементов покрытия выполняется с помощью фальцев.

Целью формирования технологического процесса для данной технологической карты является:

— обеспечение безопасного перемещения рабочих на кровле и безопасного выполнения производственных процессов;

— рациональное использование простейших механизмов и приспособлений для выполнения кровельных работ;

— достижение высокого уровня производительности труда;

— снижение себестоимости выполняемых работ.

2. Общие положения

Фальцевая кровля представляет собой одну из множества кровельных систем, надежно защищающую помещения от атмосферных воздействий. Она является наиболее герметичной системой и практически исключает вероятность образования сквозной коррозии.

Подъем на кровлю, перемещение и спуск на землю различных инструментов, материалов и приспособлений является необходимым видом работ при осуществлении производственных операций, который создает дополнительную трудоемкость кровельных работ. Эти работы относятся к категории работ с повышенной опасностью производственных факторов, и в определенных условиях выполняются с оформлением наряд-допуска.

Подъем, спуск и удержание в приподнятом положении на кровле различных грузов (картин, механизмов, приспособлений и др.) для осуществления кровельных работ, применение лебедок и талей в качестве ручных кранов должны выполняться с учетом требований ГОСТ 12.3.009 и ПБ-10-382-00 .

Основу фальцевой кровли составляет особый способ соединения двух соседних листов металла с помощью фальцевого соединения. Фальц бывает двойной и одинарный. Правильно выполненный фальц исключает любые протечки. Отдельные элементы фальцевой кровли обычно называют картинами. Кромки картины заранее подготавливаются к фальцевому соединению. Фальц — вид шва, образующегося при соединении листов (картин) металлической кровли (рис.1, 2, 3).

Рис.1. Одиночный и двойной фальц

Рис.2. Фальцевая кровля

Рис.3. Соединение картин лежачим и стоячим фальцем

До начала устройства металлической кровли должны быть выполнены организационно-подготовительные мероприятия в соответствии со СНиП 12-01-2004 «Организация строительства». Все монтажные и сопутствующие работы должны быть закончены, оформлены актами на скрытые работы в соответствии со СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции». Подготовительные работы включают:

— проверку соблюдения проектных уклонов скатов кровли;

— проверку правильности устройства обрешетки;

— сортировку и проверку качества поставляемых металлических листов.

Основными материалами для кровель из листовой стали являются тонколистовая сталь кровельная неоцинкованная (черная) или оцинкованная. Кровельная сталь выпускается в виде листов размером 1420х710 мм, 2000х1000 мм, толщиной 0,4-0,8 мм, массой (в зависимости от толщины) от 3 до 6 кг. Неоцинкованная (черная) листовая сталь используется ограниченно в строительстве и при капитальном ремонте зданий. Кровли из нее требуют частых покрасок с применением олифы. Наиболее эффективно применение кровельной оцинкованной стали. Она меньше подвергается коррозии, срок службы ее значительно больше. Поверхность оцинкованной стали должна быть ровной, без пленок, пузырей, затеков, с плотной и равномерной оцинковкой.

В большинстве случаев крыши состоят из двух основных частей — несущей в виде стропильной системы и ограждающей в виде кровельного покрытия. При деревянной несущей конструкции под кровельное покрытие из листов стали обычно устраивают обрешетку из досок сечением 200х50 мм и брусков с сечением 50х50 мм. Обрешетку опирают на стропильные конструкции при расстоянии между стропилами 1,2-2 м. Бруски и доски располагают на расстоянии 200 мм друг от друга. При таком расположении в обрешетке нога человека, идущего по скату крыши, будет всегда опираться на два бруска, что предотвратит прогиб кровельного покрытия.

Обрешетка под кровлю из листовой стали должна быть ровной, прочной, жесткой, без выступов и углублений. Между контрольной рейкой длиной 1 м и обрешеткой допускается просвет размером не более 5 мм. Для устройства карнизного свеса и настенных желобов укладывают сплошной дощатый настил из обрезных досок шириной в 3-4 доски (700 мм). Лицевая доска карнизного свеса должна быть прямая и свешиваться с карниза на одинаковую величину по всей своей длине. Сплошной настил из обрезных досок устраивают также под разжелобками (на ширину до 500 мм в каждую сторону).

Вдоль конька кровли укладывают две сходящиеся кромками доски, которые служат для поддержания конькового стыка. От правильного устройства обрешетки зависит долговечность кровли, так как даже незначительный прогиб листов на ней ослабляет плотность стыков (фальцев), что приводит к протечкам и разрушению покрытия.

Соединения фальцевой кровли может осуществляться различными способами. Существует еще одна разновидность фальцев — самозащелкивающиеся . Их соединяют друг с другом, не применяя инструмент. Наиболее герметичным и влагонепроницаемым является двойной стоячий фальц — это продольное соединение, выступающее над плоскостью кровли между двумя прилегающими кровельными картинами, кромки которых имеют двойной загиб.

Для устройства фальцевой кровли может применяться рулонная технология. Рулонная технология — это процесс изготовления металлических кровельных картин на всю длину ската с подготовленными под соединение в двойной фальц краями на специальной заготовительной машине. Картины укладываются на скат, закрепляются кляммерами и соединяются друг с другом в двойной стоячий фальц с помощью закаточной машины. Герметичность двойного фальца там, где необходимо, обеспечивается использованием уплотнителя, находящегося внутри фальца.

3. Организация и технология выполнения работ

Кровельные монтажные работы включают следующие операции:

— покрытие карнизных свесов;

— укладку настенных желобов;

— устройство рядового покрытия (покрытие скатов крыши);

Схема организации работ при устройстве металлической кровли представлена на рис.4, 5.

Рис.4. Фасад и план крыши

Рабочие места кровельщиков

1 — кран автомобильный КС-35714К; 2 — карнизный настил из досок; 3 — обрешетка; 4 — инвентарная площадка; 5 — металлическая подставка; 6 — картина рядового покрытия; 7 — картина настенного желоба; 8 — граница опасной зоны вблизи строящегося здания

Рис.5. Схема организации работ при устройстве металлической крыши

Заготовленные заранее кровельные картины поднимают на крышу при помощи автомобильного крана КС-35714К в специальных контейнерах. Для приема их на крыше устанавливается инвентарная сборно-разборная площадка и легкая подставка для складирования листов.

Покрытие карниза начинается с установки вдоль свеса костылей, предназначенных для поддержания картин. Костыли прибивают к обрешетке через 700 мм друг от друга с выносом (свесом) от края обрешетки на 130-170 мм.

Все костыли должны быть уложены с одинаковым свесом, поэтому сначала прибивают два крайних костыля, причем один из гвоздей на каждом костыле забивают не полностью. Между этими гвоздями натягивают шнур, по которому определяют положения всех промежуточных костылей.

Покрытие крыши листовой сталью производится из заранее заготовленых листов, называемых картинами. Картины могут быть одинарными и двойными (из двух листов), соединенными по коротким сторонам. Последний способ более производителен, так как уменьшает затраты труда на соединение листов на крыше и позволяет применять укрупненные элементы кровельного покрытия. Заготовка картин заключается в отгибе кромок листа с четырех сторон для последующего соединения их на крыше фальцами. Она может производиться вручную или механизированным способом на фальцегибочных станках.

Кровельные листы обычно соединяют между собой по короткой стороне листа лежачими фальцами, а по длинной — стоячими (гребневыми). При покрытии скатов кровли гребневые фальцы располагаются по скату, а лежачие — поперек (параллельно коньку кровли), что не препятствует стоку воды со скатов. Фальцевые соединения могут быть одинарными и двойными. Соединение листов для покрытия скатов кровли целесообразно производить при малых уклонах крыш (около 16°) и в местах наибольшего скопления воды (желоба, разжелобки) двойными фальцами.

Покрытие скатов кровли одна из наиболее трудоемких операций при устройстве кровель из листовой стали. В комплекс выполняемых на крыше работ по устройству рядового покрытия скатов наибольшие трудовые затраты приходятся на соединение картин гребневыми фальцами, так как протяженность последних в два раза больше протяженности лежачих фальцев, из которых половина выполняется в мастерской при заготовке картин. Обычно соединение кровельных картин гребневым фальцем производится кровельщиками с помощью молотков или же молотком с помощью бруса-отворотки. В последнее время предложены и применяются электрогребнегибочная и приспособления-гребнегибы, позволяющие выполнять работы без применения кровельных молотков.

Читать еще:  Профлист н114 750 0 9

Заготовленные ранее и поданные на крышу карнизные картины укладывают поверх костылей по свесу крыши таким образом, чтобы край их, имеющий отворотную ленту, плотно огибал выступающую часть костыля. Незагнутую кромку листов по противоположной стороне прибивают к обрешетке гвоздями с расстоянием между ними 400-500 мм. Шляпки гвоздей в дальнейшем закрывают настенным желобом. Картины карнизного свеса соединяют между собой лежачими фальцами.

По окончании покрытия карнизных свесов производят укладку настенных желобов. Обычно желоба располагают между водоприемными воронками с уклоном от 1:20 до 1:10. Работы начинают с установки крючьев, которые размещают по линии, намеченной для укладки желобов и отбитой намеленным шнуром. Крючья ставятся поверх карнизных картин на расстоянии 650 мм один от другого. Крючья следует располагать перпендикулярно к линии настенных желобов и прибивать двумя или тремя гвоздями к обрешетке.

По окончании работ по укладке настенных желобов производят покрытие скатов кровли. Картины рядового покрытия щипцовых крыш (двухскатная) обычно укладывают, начиная от щипцовой стенки (фронтона), а вальмовых (четырехскатных) — от края их коньков. Картины раскладывают полосами по скату кровли в направлении от конька к желобу. Картины в каждой полосе соединяют друг с другом лежачими фальцами. Таким способом укладывают несколько полос, которые временно прикрепляют у конька к обрешетке гвоздями (за край отогнутой кромки гребня). Фронтонный свес должен свисать с обрешетки на 40-50 мм. Крепление свеса выполняют концевыми кляммерами, устанавливаемыми через 200-400 мм, которые вместе с продольным отгибом рядовой полосы загибают в виде двойного стоячего фальца. Фронтонные свесы монументальных зданий, а также строений, сооружаемых в районах со шквальными ветрами, следует крепить так же, как и карнизные свесы, т.е. на костылях с устройством отворотных лент с капельниками.

Вдоль собранной из картин полосы к боковой стороне обрешетки прибивают кляммеры на расстоянии 600 мм друг от друга. Затем собирают вторую полосу и укладывают ее таким образом, чтобы отогнутая большая кромка первой полосы примыкала к малой отогнутой кромке листов второй полосы. При этом соседние полосы сдвигают относительно друг друга на 40-50 мм, чтобы лежачие фальцы соседних картин были расположены вразбежку.

Укладку рядовых полос на скате проводят с выпуском 50-60 мм выше конька крыши для образования конькового гребня. Во избежание встречи на коньке двух гребневых фальцев противоположных скатов кровли их располагают вразбежку на взаимном расстоянии не менее 50 мм. Соседние полосы картин сначала соединяют гребневым фальцем лишь у кляммер, при этом их плотно подтягивают к обрешетке, а затем на всем протяжении гребневого фальца.

Вслед за покрытием скатов кровли производят покрытие разжелобков от конька к свесу. Собранную в мастерской и поданную на крышу в свернутом виде полосу разжелобка развертывают и укладывают на место так, чтобы продольные кромки ее подходили под края рядового покрытия скатов, которые обрезают ручными ножницами по границам разжелобка. Затем края разжелобка соединяют с краями рядового покрытия лежачим фальцем, отогнутым в сторону разжелобка, с окончательным уплотнением фальцев киянкой.

Схема устройства карнизных свесов

1 — стропильная нога; 2 — обрешетка; 3 — карнизный настил из досок; 4 — картина карнизного свеса; 5 — костыль

Рис.6. Брус-отворотка для устройства фальцев и схема устройства карнизных свесов

После соединения с рядовым покрытием верхний конец разжелобка, примыкающий к коньку, обрезают по форме конька, а нижний, примыкающий к настенному желобу — параллельно направлению желоба с оставлением кромки для фальца. Затем разжелобок соединяют с коньком гребневым фальцем и с настенным желобом — лежачим фальцем, отогнутым в сторону желоба (по направлению стока воды). Фальцы, которыми соединены листы разжелобка между собой и с рядовым покрытием кровли, должны быть промазаны суриковой замазкой.

В целях лучшего отвода воды из-за трубы с верхней стороны трубы делают треугольную разделку (раскрышку) в виде двухскатной кровли из досок или брусков, прибиваемых к обрешетке и покрываемых листовой сталью. Вода, текущая со ската кровли, рассекается разделкой и стекает по скатам. Образованный отгибами кромок картин воротник должен плотно обхватывать ствол трубы и соединяться в углах на фальц.

Более эффективной является Рулонная технология . Технология называется так, потому что кровельные картины изготавливаются непосредственно на строительных площадках из металла, доставленного в рулонах, и могут иметь практически любую длину. Именно это позволяет избежать поперечных (лежачих) фальцев и, соответственно, основных мест протечек. Соединение кровельных картин осуществляется, как правило, в двойной стоячий фальц. Для обеспечения полной непроницаемости соединений, как уже говорилось выше, фальц может быть уплотнен силиконовым герметиком. Для применения рулонной технологии необходимо современное оборудование, включающее станки для раскроя металла, специальные гибочные и закаточные машины и др. Рулонная технология является наиболее прогрессивной и дает возможность устраивать современные фальцевые кровли как из простой оцинкованной рулонной стали, так и из оцинкованной с полимерными покрытиями.

СХЕМА УСТРОЙСТВА КРОВЛИ ИЗ ЛИСТОВОЙ СТАЛИ

Все о строительстве и инструментах

Технология устройства фальцевой кровли из листовой стали

Кровли из листовой стали кладут, как правило, на крышах со сложной конфигурацией. Из листов кровельной стали, независимо от типа покрытия, выполняются карнизные свесы, разжелобки, ендовы, надстенные желобы, водосточные трубы, различные фартуки и т. п.

Как сделать покрытие кровли из листовой стали

Для изготовления одинаковых деталей применяют шаблоны (выкройки), которые кладутся на лист, прижимаются и очерчиваются по контуру. После очистки листов их грунтуют, чтобы избежать в дальнейшем коррозии. Для грунтовки листы с двух сторон протираются ветошью, смоченной натуральной олифой. Грунтованные листы в течение 24 часов выдерживаются в проветриваемом помещении до полного высыхания.

Заготовка картин листовой стали для кровли

Отдельные кровельные листы прямоугольной формы со стандартными размерами 1420 X 710 мм перед укладкой на основание кровли соединяют между собой лежачими фальцами в рядовые полосы, состоящие из двух и более листов. Фальц, или фальцевое соединение, представляет собой вид шва, образующегося при соединении листов стальной кровли. Такие листы с лежачими фальцевыми соединениями и называются картинами. В каждую из них может быть соединено два и более листов.

Фальцевые соединения делятся на лежачие, стоячие и угловые (по внешнему виду), а также на одинарные и двойные (по степени их уплотнения). Технологический процесс формирования одинарного лежачего фальца состоит из следующих операций. Лист с отогнутыми углами укладывают на верстак; отгибают всю кромку на 90°, подготавливают ее и сваливают на плоскость. Затем соединяют листы фальцем и уплотняют соединение, после чего подсекают фальц.

При формировании карнизного свеса верхняя часть этой картины подобна верхней части рядовой картины: она имеет отгиб кверху для лежачего фальца, соединяющего ее с другой картиной ската. Нижняя часть карнизного свеса снабжена капельником (отворотной губой для свеса).

Капельник может быть с одинарным или двойным отгибом. Двойной капельник делает карнизный свес более прочным и лучше отводит воду. Так получают карнизные свесы и картины рядового покрытия.

Двойными лежачими фальцами соединяют кровельные листы, предназначенные для изготовления карнизных свесов, надстенных желобов и разжелобков, а также рядовых покрытий на крышах объемных зданий. При этом необходимо уделять внимание качеству фальцевого соединения кровельных листов.

Особенно тщательно следует загибать кромки по разметке, чтобы соединенные между собой листы образовали ровную рядовую полосу. Для этого при помощи киянки сначала загибают кромку листа на углах. Эти загибы используют в качестве маяков, удерживающих лист от смещения при дальнейшем отгибе всей кромки. После этого лист переворачивают и сваливают кромку на его плоскость, оставляя между кромкой и листом зазор 3 мм. В такой же последовательности выполняют все операции и на втором листе, затем листы соединяют друг с другом загнутыми кромками и уплотняют фальц киянкой. Полученное фальцевое соединение не будет раздвигаться, если с одной стороны кровельный лист осадить вдоль фальца при помощи металлической планки и молотка.

Изготавливаем воротник дымовой трубы на стальной кровле

Это одна из самых трудоемких и уязвимых деталей стальной кровли. Его изготовление требует точности расчетов, иначе он даст течь. Воротник изготавливают из двух П-образных деталей, соединяющихся между собой внахлестку в направлении стока воды.

При изготовлении воротника делаются точные замеры дымовой трубы, затем они переносятся на стальные листы. Боковые детали воротника делают в двух экземплярах (для правой и левой стороны), а верхние и нижние детали — в одном экземпляре. Детали воротника соединяются либо двойными лежачими фальцами по направлению стока воды, либо склепкой (при помощи 2—3 заклепок) и припайкой. Детали в вертикальной части воротника, охватывающего ствол трубы, соединяют одинарными угловыми фальцами. Щели, образовавшиеся в местах переходов, просто припаиваются или заделываются заплатками.

Покрываем крышу листовой сталью своими руками

Работа начинается с покрытия карнизного свеса и установки надстенных желобов. Вначале устанавливают карнизные штыри с хомутами (по осям водоприемных воронок) и Т-образные костыли на расстоянии 70 см друг от друга и 12 см от края свеса. Расстояние между штырем и ближайшим костылем должно быть равно 20—40 см. И те и другие крепятся к обрешетке гвоздями и шурупами. ,

После установки карнизных свесов на них крепятся надстенные желобы.

Они монтируются на крюках, которые прибиваются перпендикулярно карнизному свесу на расстоянии 670—730 мм друг от друга. Картины желобов, подобно картинам карнизных свесов, собираются в блоки, причем внутри блока картины укладываются внахлестку. Блоки соединяют двойными лежачими фальцами в направлении стока воды. Верхняя кромка надстенных желобов отгибается на 90° вверх для последующего соединения с кромкой рядового покрытия.

Сначала покрывают скаты, противоположные фасадным, а затем фасадные. На скатных крышах первая полоса картин укладывается вдоль фронтона, на вальмовых, полувальмовых и многощипцовых — от начала конька. Направление укладки картин — от свесов к коньку.

Картины в полосах соединяются лежачими фальцами по направлению стока воды, причем при их уплотнении в качестве подкладки используют стальную полосу сечением 5 х 60 мм. В готовых полосах отгибают кромки для стоячих фальцев, которыми полосы затем соединяются при помощи гребнегиба и киянки. Все стоячие фальцы одного ската загибаются в одну и ту же сторону.

Инструменты для монтажа фальцевой кровли

Полный набор инструментов для фальцевой кровли читайте в нашей статье: Инструменты для фальцевой кровли

Стоячие фальцы, выходящие на конек или на ребра, сваливаются на плоскость в сторону малого отгиба на длину 80—100 мм. Чтобы сделать коньковый или ребро-вые гребни, рядовые полосы обрезают таким образом, чтобы коньковая (ребровая) кромка на одном скате была высотой 30 мм, а на другом — 60 мм. Полосы крепятся к обрешетке кляммерами. Для этого полоса фиксируется гвоздем у конька (за малый отгиб) и с помощью шнура проверяется ее положение. Кляммеры прибивают гвоздями к боковым граням брусков обрешетки через каждые 50—70 см и затем закрепляют в стоячем фальце.

Клямеры для монтажа фальцевой кровли

Полосы располагают с таким расчетом, чтобы лежачие фальцы в них были смещены по отношению друг к другу не менее чем на 50 мм. Фронтонный свес должен свисать с обрешетки на 40—50 мм. Крепят свес специальными концевыми кляммерами через каждые 30—40 см. При укладке рядовых картин в последнюю очередь делают фальцевые соединения с надстенными желобами.

По окончании кровельных работ стальную кровлю тщательно осматривают. Трещины и неплотности в фальцах заделывают специальными герметикаи или суриковой замазкой. Затем кровлю очищают от остатков материала и грязи и, если это не оцинкованные листы покрывают краской. Если вы используете неоцинкованные стальные листы то окрашивают стальную кровлю в сухое время года.

Смотрите видео о ошибках монтажа фальцевой кровли:

Фальцевая кровля и фасад: особенности покрытия

Все новое – хорошо забытое старое. Данная мудрость как никогда актуальна, когда речь заходит о строительстве. Еще недавно фальцевую кровлю можно было увидеть только на социальных зданиях, сегодня без нее не обходится ни одно отраслевое издание, выставка или портфолио архитектора. Тем не менее, рост спроса на фальц не просто дань моде, а объективная реакция на появление кровельных материалов нового поколения. В сочетании с характеристиками самого замкового соединения, они придали фальцу стильный внешний вид, упростили монтаж, улучшили потребительские характеристики. При участии специалиста компании Северсталь рассмотрим: особенности фальцевых кровель и фальцевых фасадов, а также причины, почему эти решения все чаще встречаются и на загородных домах, и на коммерческих строениях.

Содержание

  • Особенности фальца
  • Новые возможности
  • Зачем фальц на фасаде частного дома

Особенности фальца

Фальц – это особый вид шва, которым соединяются металлические листы (картины), используемые для устройства кровли или фасада. Отличие фальца в пазогребневом соединении, которое реализуется за счет отгиба боковой поверхности одного или обоих «сшиваемых» элементов. В первом случае речь идет о простом, одинарном фальце, во втором, о более совершенном и технологичном – двойном фальце. Кровля (фасад), образуемая металлическими листами, собранными таким способом без сквозных креплений, называется фальцевой. Ее главное преимущество в монолитном защитно-декоративном покрытии, герметичности и прочности швов и отсутствию технологических отверстий в металле.

…Металлическая рулонная кровля с соединением картин на двойной стоячий и (если надо) лежачий фальц – дает почти стопроцентную гарантию надежности…

Современные технологии работы с металлом позволяют индивидуально определять размер картины – в соответствии с объектом – непосредственно на строительной площадке. Это исключает потребность в горизонтальном соединении листов. Кровельщик при помощи дорогостоящего специального прокатного станка соединяет картины по длине двойным стоячим фальцем, что позволяет получить водонепроницаемый прочный шов. А фиксация на скрытые кляммеры гарантирует отсутствие коррозии в точках крепления.

Есть у фальцевой кровли и другие достоинства:

  • Длительный срок службы;
  • Максимальная герметичности и водонепроницаемость;
  • Высокий уровень пожаробезопасности;
  • Возможность реализовать архитектурные решения со сложной геометрией;
  • Легкий вес;
  • Высокая декоративность, обусловленная как самим фальцем, так и широкой цветовой гаммой, и выбором фактур.

Но и без недостатков никуда:

  • Сложный процесс монтажа требует определенных навыков и специализированного оборудования или обращения к профессионалам;
  • Кровельный пирог должен включать изоляционный слой с высокими параметрами шумопоглощения, так как металл хорошо проводит звук;
  • Покрытие требовательно к основанию.

Насколько критична для фальца ровность поверхности обрешетки (волнистость). Какие перепады допустимы? Что, если плоскость не идеальная? Например, волна 5 мм – проблема такая-то, волна 10 мм – такая-то. Волна поперечная – грозит тем-то, продольная – тем-то. Не очень понятно, зачем плоскость под листовое железо нужна идеальная.

Идеальная плоскость под фальцевую кровлю нужна для ее идеального внешнего вида. Допускаются перепады не более 2 мм. Кровельный металл прочный, но, все же не толстыйего можно некрасиво промять при эксплуатации. Если же внешний вид не столь важен, то можно допуски и увеличить.

Так же, не всем ясно, зачем под герметичное финишное покрытие использовать защитные мембраны?

Подскажите, увидел на фотографиях хороших мастеров, что на сплошной настил из досок под фальц укладывают гидроизоляционные мембраны. Объясните, зачем это делается и нужно ли это? Что это дает? У меня неутепленная нежилая холодная крыша фальцем планируется.

Такие мембраны нужны для защиты обрешетки от конденсата. С мембраной и самого конденсата под металлом значительно меньше. Необходимость установки объемной диффузионной мембраны на сплошные настилы указана и в СП «Кровли». Если уклон крыши и требования к обрешетке позволяют делать ее разреженной, то в таком случае мембрана не ставится, а конденсат выводится вентилированием подкровельного пространства.

Естественно, достоинства фальца раскрываются только при условии соблюдения технологии во всех аспектах, начиная от выбора кровельного проката и подготовки основания, и заканчивая укладкой покрытия. А отсутствие перфорации в металле – залог долговечности кровли, особенно, в наших климатических условиях.

Читать еще:  Устройство мембранной кровли технология

Кровля должна быть покрыта металлом с фальцевым соединением листов. И без вариантов. Это должно быть стандартом во всех строительных нормативах. В условиях российского климата крыши малоэтажных и многоквартирных жилых домов нужно покрывать качественно проверенной и много лет зарекомендовавшей себя на практике фальцевой кровлей, на которой не создаются сквозные отверстия…

Есть и другое мнение.

В климате средней полосы РФ отлично работают и профнастил, и металлочерепица, и шифер. Почему тут зациклились на фальцевой, с которой бессмысленной возни выше крыши, не понятно. В советские времена выбор был невелик – дранка, шифер и железо, причем в разных местах достать можно было разные материалы, и если удавалось урвать оцинковку, делали из нее, хотя и тогда предпочитали шифер.

Многие кровельные материалы применяются в нашем климате. Однако фальцевая кровля остается единственным вариантом для сложных скатных кровель, крыш с малым углом. Одно то, что без элементов фальцевой кровли не обойтись ни на профнастиле, ни на шифере, ни на черепице уже говорит о том, что «фальц – всему голова». В советское времядействительно, делали, кто из чего может, но если вы обратите свое внимание на красивые городские постройки дореволюционного времени, то увидите именно фальц.

Новые возможности проверенного материала

Кроме чисто технической стороны вопроса есть еще и визуальная составляющая – продольные картины с ровными гребнями без стыков и швов презентабельно выглядят. И такая крыша способна украсить собой и дом в современном минималистском стиле, и классический коттедж. С появлением стального проката с полимерным защитным слоем увеличилась долговечность фальца и улучшились его декоративные свойства: разнообразие цветовой гаммы и оригинальная фактура поверхности.

Фальцевая кровля переживает второе рождение – возрождение традиционных некогда решений связано не столько и не только с модой, но и с появлением новых видов материалов – нового поколения стального проката с полимерным покрытием. Использование стального проката с полимерным защитно-декоративным слоем, в первую очередь, с полиуретановым, это возможность достичь превосходных потребительских характеристик. Тут и привлекательный внешний вид кровли, и долговечность, и стойкость к агрессивному воздействию внешней среды, и негорючесть, и цветостойкость, и нетребовательность к обслуживанию. Другой важный момент – современность, возможность выделиться, многообразие решений и форм. Особенно рекомендуем – Стальной кашемир и Стальной бархат.

Кроме презентабельного вида у этих покрытий хорошие технические характеристики.

  • Минимальная толщина стальной основы – 0,5 мм.
  • Класс цинкового покрытия – 180-275 г/м² (при нормативном минимуме от 140 г/м²).
  • Толщина полимерного слоя – 30-50 мкм.
  • Гарантия от сквозной коррозии – 50 лет (с учетом отсутствия перфорации в фальце, этот срок значительно увеличивается).

Зачем фальц на фасаде частного дома

От того, в какой части конструкции используется фальц, его характеристики не меняются – он остается герметичным и цельным как на крыше, так и на стенах. При этом достаточно необычный вид картин добавляет фасаду оригинальности.

Фальцевые фасады особенно актуальны на современных домах в стиле Барнхаус (Вarnhouse), которые из диковинки постепенно превращаются в обыденность как в сегменте частного загородного домостроения, так и в сегменте малых коммерческих форм.

Отличительной чертой стиля является отсутствие свесов, защищающих стены, а строгая металлическая облицовка – надежный барьер от влаги и ветра.

На подъеме не только фальцевая кровля, новый тренд – фальцевый фасад, реализуемый также из инновационного проката. Благодаря характеристикам металла и полимерного покрытия, дом простоит в исходном виде и без необходимости ремонта ближайшие пятьдесят лет. А лаконичный фасад классического вида вряд ли устареет за этот срок, скорее, станет только популярнее.

Но к металлическому фасаду возникают закономерные вопросы.

Насколько удобен фасад из металла? Шумит ли при ветре и дожде? Сильно ли мешает нагрев от солнца?

Вполне удобен. Легкий, достаточно прочный и долговечный, просто моется и не требует такой частой покраски, как деревянный или штукатурный. При правильном монтаже от ветра не шумит. От очень сильного косого дождя шуметь может, но при таком дожде другие фасады могут пострадать, а металлический точно останется прежним. Любой металл от солнца нагревается, но неудобств это доставлять не должно. Такие фасады ставятся с вентилируемым зазором и теплоизоляционным слоем.

Если несколько лет назад примеры реализации подобных решений можно было увидеть только на зарубежных сайтах или в выставочных павильонах, сегодня фальц на фасаде появился и у участников нашего портала.

А мы вот решились на такой фасад в нашем родном восточном Подмосковье. Дом в целом в стиле Барнхаус, фальц матовый, цвета «мокрый асфальт». Пока в процессе.

Недавно покрыл фальцем свой каркасник, учитывая, сколько было работы по месту, рад, что не связался с готовыми картинами, их подгонять было бы очень проблематично.

Как повысить декоративность, советует еще один участник портала, профессионально занимающийся фальцем.

Весьма распространенное на фасадах решение, обеспечивающее дополнительную архитектурную выразительность, – так называемый Г-фальц. То есть, обычный, двойной, но не завершенный, а закрытый только на первый проход.

Что касается именно опыта эксплуатации, Stiven58, с помощью фальца превративший «баньку в стильный зимний домик» советует тщательно продумать цокольную зону. Если в дальнейшем от стен будет убираться снег, могут возникнуть проблемы, так как металл достаточно легко повредить лопатой.

Вывод

Фальц – универсальное кровельное и фасадное покрытие, обеспечивающее надежную защиту вкупе с презентабельным видом. А благодаря возможности формования картин из высококлассного проката непосредственно на объекте, можно воплотить практически любое дизайнерское решение. Что касается цены вопроса, то все относительно, но эксклюзив, сроком службы от полувека – определенно стоит потраченных средств.

В одном из предыдущих материалов можно прочитать о технологии монтажа фальцевой кровли. А вопросы по фальцу на фасаде задать в профильной ветке. В видео – почему финны предпочитают фальц, в репортаже с ярмарки жилых домов Asunomessut.

Работы по устройству фальцевой кровли

Современное устройство фальцевой кровли — самый надёжный метод конструкции. Метод шва предусматривает плотное соединение листов металла. Кроме того, такая конструкция красива и долговечна. Сложенная крыша, благодаря технологии, самое надёжное и самое прочное покрытие для дома. Этот факт признают профессионалы сферы строительства и обычные потребители.

Особенности устройства фальцевой крыши

Название конструкции было связано с системой соединения между металлическими листами и специальной складкой. Особенный вид созданного шва запирается на задвижку с краю. Наиболее распространена крыша с перпендикулярными складками, но есть горизонтальные варианты.

Для устройства конструкции используются такие типы металлов:

  1. Кровельный цинк толщиной 450−700 мм, который прослужит до 30 лет.
  2. Стальная кровля, имеющая покрытие из полимерного материала, имеет довольно высокие показатели антикоррозионных и декоративных свойств, срок службы аналогичен.
  3. Кровельные листы, изготовленные из меди, их обычно производят в рулонах, которые могут быть различных размеров. Теоретически такая крыша имеет самый длительный срок службы — около 100 лет.
  4. Немного меньше продолжительность жизни алюминиевого листа около 80 лет.
  5. Титан-цинк — его сложно монтировать, однако, если следовать всей монтажной технологии, то эта кровля будет почти вечной.

Преимущества и недостатки

Кровля, которая сделана из одиночных металлических листов, называется сложенной. В России сложенная крыша появилась чуть более 100 лет назад и быстро завоевала свою популярность. С помощью механических и электрических зажимных инструментов установка стала доступной всем.

Преимущества кровли:

  1. Лёгкий вес крыши.
  2. Защита от протечек. В сложенной крыше нет отверстий.
  3. Конструкция привлекательна и проста в установке.
  4. Такую кровлю можно делать не только на простых скатных крышах, но и на более сложных объектах.
  5. Конструкция выглядит эстетично и гармонирует со всеми типами материалов.
  6. Главное преимущество кровли — 100% герметичность.
  7. Минимальный срок службы 20 лет. Отсутствие поперечных швов, что предотвращает стекание воды и сход снега.

Кровля из стального материала бывает оцинкованная, не оцинкованная или дополнительно покрыта полимерным покрытием. Все изъяны, которые могут возникнуть, — это следствие неправильного монтажа.

Недостатки кровли:

  1. Наиболее распространённым недостатком является громкий шум от дождя. Чтобы этого избежать, нужно использовать идеально гладкую, металлическую плиту, которая будет прилегать к основе крыши достаточно плотно, и устранять эффект сильного шума.
  2. Периодически требуется проводить ремонт складок.
  3. Простой дизайн и отсутствие выбора цветов и фактур.

Технология производства

Фальцевая крыша выглядит очень красиво. Главное преимущество в том, что она не подвержена повреждениям со стороны микроорганизмов, в том числе мха. Фальцы относительно мягкий материал, требующий очень бережного обращения, при этом их цена довольно высокая.

Части крыши по технологии производства могут быть литыми в листах и рулонными. Издавна в России использовалась литая кровля.

Крепить фальцы легко с помощью специальных инструментов, у них отсутствуют швы, а поверхность равномерная и прочная. Фальцевая кровля является новой технологией и имеет свои достоинства и недостатками.

В зависимости от ширины полотен и наличия рёбер жёсткости швов крыши подразделяются на следующие виды:

  1. Двойной фальц и два ребра. Эта крыша наиболее востребована в промышленном секторе. Стандартная ширина 5,57 м, рабочая — 5,45 м.
  2. Двойная складка и два ребра, но меньше ширины 35,2 м (рабочая 3,4 м). Такие кровли используются для коттеджей, крупных жилых зданий и исторических памятников.
  3. Двойной фальц, без рёбер. К таким крышам относят два вида исходя из ширины: 5,57 м 3,52 м. Оба подходят для жилых домой и архитектурных сооружений.

Нюансы монтажа

В процессе монтажа кровли стыки на стоячих швах должны быть построены полностью по технологии. Таким образом, фальцевую крышу можно использовать для домов, крыша которых имеет уклон 14° и более. Если уклон составляет 7−14°, необходимо использовать двойной сгиб и дополнительно герметизировать швы с помощью прокладки на силиконовой основе.

Не менее важно, чтобы расходные материалы, используемые для соединения были исключительно из оцинкованными. Если это условие не соблюдается, предметы крепежа вскоре начнут портиться, в результате чего потребуется ремонт крыши.

Нужно также провести ряд работ по утеплению. Кроме того, важно обеспечить качественную систему вентиляции пространства под крышей. В противном случае на внутренней стороне листов, лежащих на крыше, будет появляться конденсат, разрушающий покрытие.

Кровлю можно установить на обрешётке или на прочном каркасе. Если последний представляет собой деревянную или металлическую основу, важно, чтобы она соответствовала шагу проектирования. Расчётным шагом считается расстояние между двумя смежными стропилами, равное половине листа. Листы металла должны крепиться на краях и в центре. Если их крепление будет разным, листы могут начать провисать и сильно деформироваться.

В местах, где крыша будет соприкасаться со стеной или находиться рядом с проходящими воздуховодами и трубами, нужно сделать твёрдое основание.

Традиционная технология устройства кровли

Устройство чаще всего подразумевает работы кровельщика с достаточным опытом и знаниями.

Схематично процесс монтажа кровли выглядит так:

  1. Стропила крыши укрепляют каркас. Для того чтобы металл на склонах меньше резонировал, не деформировался, расстояние между рельсами выбирается в пределах 20−25 см, для медной обшивки оно прочно, так как она весит больше чем другие используемые металлы.
  2. Перед тем как произвести монтаж покрытия, выполняют теплоизоляцию и гидроизоляцию склона. Опытные кровельщики предлагают обработать обшивку древесины антисептическим составом, чтобы избежать ремонта или замены элементов каркаса.
  3. Из листов или рулонов металлической кровли изготавливается картина соответствующего размера. Для этого используют металлические ножницы или точильщик.
  4. С помощью машины для кромкозагибочного металла производятся створки.

Кровля аккуратно переносится и крепится к обрешётке при помощи кляммеров. Если длина склона превышает 10 метров, используются подвижные зажимы, которые компенсируют изменение размеров металлического покрытия вследствие температурных колебаний.

Для соединения используется специальный инструмент для крепления фальцевой кровли. Загибы вручную плоскогубцами делать неудобно, поэтому понадобится автоматическая модель загибателя. Для дополнительной гидроизоляции швов применяют силиконовый герметик.

На поверхности склона делают необходимые отверстия для вентиляционной трубы и дымохода. Их покрывают оцинкованным стальным листом или эластичной поверхностью, чтобы избежать попадания влаги. Метод установки крена значительно уменьшает время монтажа крыши. Отсутствие горизонтальных связей между листами снижает вероятность протечек, повышает срок службы кровли.

Современные методы установки

В наше время чаще всего применяется технология, которая называется «ролл». С помощью специальных инструментов валки разрезают по рисунку до нужной длины. В этом случае не нужно делать горизонтальное соединение листов, в результате чего целостность крыши улучшается.

Рисунок соединяется при помощи электромеханического инструмента, создающего двойной стоячий шов. Швы герметизируются силиконом.

Преимущества современных технологий:

  • уменьшение длины картины;
  • использование прокатных станков даёт возможность сделать соединение, обладающее высокой прочностью и отличной герметичностью;
  • скрытые зажимы, используемые в качестве крепёжных элементов, позволяют применять метизы, в результате чего металл не будет подвергаться коррозии, и срок службы крыши увеличится.

Характеристики панелей RetroLine

Самозащёлкивающие фальцевые панели RetroLine совмещают преимущества классического паза и современных решений в технологии конструкции металла. Скрытый способ крепления гарантирует максимально возможный срок службы кровли без возникновения коррозии в местах крепления. Специальные панели замка обеспечивают надёжное крепление и позволяют быстро монтировать крышу.

Эта фальцевая крыша характеризуется чистыми линиями и оригинальным внешним видом. Панели легко зажимать, фиксируя часть сверху, и поэтому не требуют специальных инструментов для соединения. Эти скатные крыши может легко собрать даже начинающий кровельщик. Стальная кровля довольно гибкое, прочное и красивое покрытие для крыш и фасадов любой формы.

Ограждение фальцевой кровли

В первую очередь ограждение позволяет снизить скорость движения снежного покрова, накопленного на крыше в зимний период, а также предотвратить возможность нанесения вреда здоровью людей, проходящих под крышей.

Ограждение необходимо и по другой причине — во время работы на крыше повышается безопасность кровли. Также можно предотвратить вероятность повреждения дренажной системы.

Ограждения на крышах должны быть построены в соответствии с нормативными документами, такими как СНиП 21−01−9. В нем говорится, что на любой крыше, угол наклона которой 12º и меньше, а высота от карниза 10−11 м, необходимо иметь ограждение. То же самое касается крыш с углом 12° на высоте более 7 метров.

Важно, чтобы забор был эстетичным — лучше всего использовать профильные трубы или аналогичные материалы. Красить забор нужно только полимерными красками в порошке.

Рассматриваемая кровля является наиболее практичным вариантом для строительства домов, главное, чтобы все работы были проведены в соответствии с технологией. Кровля может возводиться как на простых частных домах, так и на административных зданиях.

Если все работы выполнялись с соблюдением правил техники безопасности и требований, то кровельный шов можно считать одним из самых прочных и необслуживаемых. Металлическую фальцевую кровлю можно рекомендовать для установки в частных домах и в общественных зданиях.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector